Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Советский автомобиль

Тут нужны новые инженерные решения. И конструкторы уже создали несколько таких машин... ...Час езды от столицы Белорус­сии — и на шоссе Москва — Минск вас встречает новый горо­док Жодино. С его именем свя­зано рождение автомобилей-бога­тырей БелАЗ, которые сейчас стремительно завоевывают себе популярность. 27-тонный автоса­мосвал БелАЗ-540 совсем недав­но получил золотую медаль в в Лейпциге. Но он уже уступил по силе новому потомству — 40-тонному гиганту БелАЗ-548, 45-тонному автопоезду БелАЗ-540В, 65-тонному автопоезду БелАЗ-548В. Все эти машины предназначены для работы в особо тяжелых дорожных усло­виях — для вывозки скальных пород, гравия, известняка, пес­ка... А впереди еще сенсация — уникальный сверхмощный само­свал БелАЗ-549 грузоподъемно­стью 110 и 220 т. Двигатель у этого гиганта мощностью 750 л. с. У новой модели применены мотор-колеса, гидравлические

подвески, которые позволят ма­шине быстро «приспосабливать­ся к карьерным условиям» — при открытых разработках по­лезных ископаемых. И в то же время автомобиль-великан очень маневрен: скорость 60 км/час, радиус поворота такой же, как у прежнего 25-тонного самосвала. А управлять им легко, удобно, как «Волгой». Экономическая вы­года подобных машин несомнен­на: их производительность в не­сколько раз выше, чем у прежних гигантов. Это автомобили — «хозяева» новой пятилетки. Каким же еще машинам принад­лежит будущее?

В автомобилях для сельского хо­зяйства та же тенденция — уве­личение грузоподъемности в со­четании с проходимостью и ма­невренностью. На протяжении многих лет верно служили сель­скому хозяйству газики — полу­тора- и двух с половиной тонные, а теперь большое событие на Горьковском заводе: с конвейера сходит новый автомобиль — ГАЗ-53А, 4-тонный. Он будет ра­ботать надежно и неприхотливо на дорогах с покрытием и без него. У грузовика большой объем кузова, а для сельскохозяйствен­ного автомобиля это важно — не зависеть от вида груза. Будут широко использоваться и моди­фикации грузовика для специфи­ческих условий: самосвал на 3,5 т (его станет изготовлять Саранский завод) и тягач для работы с 3-тонным прицепом. В автомобильной технике, вероятно, как ни в какой другой, не проявляется так непосред­ственно влияние на производство природных условий и географи­ческой среды.

Перед нами одна из самых уди­вительных машин, которую толь­ко что создали конструкторы. Она словно с другой планеты. И кажется, будто предназначена для работ на Луне или на Марсе. А на самом деле трудиться ей на Земле при проведении поисково-разведочных работ. Этот 5-тон­ный, а в дальнейшем 7-тонный грузопассажирский ЗИЛ-Э167, пройдет и по рыхлым снегам Сибири и по сыпучим барханам пустынь. Скорость его — 65 км в час! Шины с регулируемым давлением. Они с достойным пре­восходством заменяют гусенич­ные ленты. На автомобиле не

один, а два двигателя. Мы при­выкли к двухмоторным самоле­там, но чтобы автомобиль... Каж­дый двигатель связан с колеса­ми одного борта. Выйдет из строя или заглохнет один мо­тор — можно двигаться на дру­гом: тремя ведущими колесами одной стороны. И что еще не­обычно: передние и задние ко­леса управляемые. Это тоже не­спроста: в ущельях, теснинах, впадинах не развернешься, необ­ходимы маневренность и одина­ковая возможность двигаться как вперед, так и назад. Кроме того... Представьте себе, что ма­шина идет с большой скоростью по пересеченной местности, пре­одолевая подъемы крутизной до 30°, скатываясь в овраги, пере­махивая сугробы или барханы. Кабину кидает вверх, вниз. Час, два... Что будут испытывать пас­сажиры, водитель? Поэтому у ЗИЛ-Э167 предусмотрена повы­шенная плавность хода. Она до­стигнута благодаря мощным гидравлическим амортизаторам. Хорошая тяга и большая грузо­подъемность обеспечивают поми­мо всего прочего производитель­ность этой машины во много раз выше и на грунтовых дорогах по сравнению с такими известными автомобилями, как ЗИЛ-157, КрАЗ-214, Урал-377, и другими. Много еще интересного можно было бы рассказать об автомоби­лях, которыми вооружается наша новая пятилетка: и о специаль­ных рефрижераторах, и о комму­нальных, санитарных и легковых малолитражных или типа «Вол­га» с пластмассовыми кузовами, с комфортабельными салонами такси, и о машинах для работы в горах или электроавтомобилях для перевозок под землей, ма­шинах для путешественников... Но иногда выразительное звучат обычные цифры.

1[2]3
Оглавление